- ПРОРЕЗЬ
-
Прорезь
(водак,
живорыбка) — служит для перевозки живой рыбы на дальние расстояния водным путем.
П. имеют различные размеры и форму,
но построены они по одному принципу. Носовая и кормовая часть П.
имеют водонепроницаемые воздушные отсеки,
придающие П. плавучесть. Средняя часть П. разделена на отдельные отсеки,
а в бортах ее имеются продольные щели,
через которые поступает вода. Загружая балластом или освобождая от него воздушные отсеки,
регулируют осадку П. Буксируют П. моторными судами. Астраханские П.
имеют длину 9—10 м,
ширину 3 м,
осадку 0,6—0,7 м,
объем воды в садке 7—9 м3 в зависимости от осадки.
Средняя норма погрузки рыбы в прорезь—1 ц/м3 воды. В холодное время года эту норму повышают на 10— 15%, в жаркое понижают. При буксировке П. остановки следует делать на участках реки с быстрым течением (не менее 0,5 м/сек), не загрязненных сточными водами или нефтью. Продолжительность остановки не должна превышать 40—45 минут. Буксировка производится со скоростью не более 3—4 км/час в течение 2—3 суток.
Кроме товарной рыбы, в П. перевозят производителей и посадочный материал. Садки сверху закрывают брезентом, чтобы предохранить рыбу от повреждений, так как она (особенно сазан) бьется о доски, закрывающие садки.
В Китае для перевозки рыбы применяют самоходные живорыбные баржи. Садок в них расположен в носовой части. Вода подается в два четырехугольных окна, устроенных спереди, сечение которых регулируют деревянными щитками, вытекает вода через два круглых отверстия в дне садка. Такое устройство позволяет регулировать водоподачу в зависимости от состояния рыбы и загрязненности участков реки. При следовании порожняком отверстия в дне забивают деревянными пробками, окна — щитками, и баржа может быть использована для перевозки сухих грузов. Для предохранения деревянных частей от гниения их покрывают тунговым маслом.
Справочник по прудовому рыбоводству. - М.: Пищепромиздат. Исаева. И. (редактор), Кадзевич Г. В., Мухина Р.И., Пахомов С. П., Рыженко М. И. и Циунчик Р. И.. 1959.